Заседания Интеллектуально-делового клуба

Выступление гостей и членов ИДК

 

 ВЛАСТНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА

(докладчик Пищик А.М., доктор философских наук, зам.директора по учебной и научной деятельности Дзержинского филиала ГОУ ВПО ВВАГС)

В докладе обоснована необходимость разработки стратегии устойчивого развития города на длительную перспективу. Новые вызовы времени заставили в последнее десятилетие наиболее конкурентоспособные страны и регионы в условиях глобализации разрабатывать стратегии своего развития. В России данная работа активизировалась в 2010 г., когда экономика страны начала выходить из мирового финансового кризиса. На сегодняшний день Правительством Российской Федерации утверждены стратегии социально-экономического развития до 2020 года трех федеральных округов, включая Приволжский федеральный округ. На стадии разработки, обсуждения и утверждения находятся проекты стратегии развития всех остальных федеральных округов и Арктической зоны.

Для включения города в Стратегию развития Приволжского федерального округа в отведенный Правительством 6-месячный срок, т.е. до 1 сентября 2011 г., должен быть разработан и представлен в Министерство регионального развития проект плана мероприятий по реализации Стратегии на территории города.

Структура разделов стратегии социально-экономического развития федеральных округов регламентирует структуру стратегии социально-экономического развития субъекта Федерации и муниципалитета.

Для разработки в 6-месячный срок проекта плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития городского округа г. Дзержинск на период до 2020 года целесообразно создать рабочую группу, в состав которой войдут федеральные, региональные и муниципальные специалисты и эксперты. Мэру города В.Ф. Сопину направлено письмо с предложениями по организации разработки проекта такого плана.

ПЕРВЫЕ ШАГИ НА ПУТИ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА

Шаг 1. Инициативной и компетентной креативной группе информировать мэра города о возможностях разработки стратегии устойчивого развития города и получить от него поддержку.

Проект состоится только при активной заинтересованности и участии в организации его разработки мэра города. Сегодня существует уникальная возможность получить федеральные деньги для развития приволжских городов в рамках реализации Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года.

Шаг 2. Мэру города провести переговоры с губернатором и Министерством регионального развития РФ о создании рабочей группы по разработке плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития города на период до 2020 года. Задача рабочей группы - разработать и представить в Правительство РФ проект развития города, соответствующий целям и задачам проекта «Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года»

Проект включает в себя следующие разделы:

Раздел 1. Базовые положения и характеристика города, конкурентные преимущества, вызовы и угрозы.

1.1. Текущее состояние – описание существующей социально-экономической ситуации в городе, экономико-географического положения, демографической ситуации, описание существующего транспортного и энергетического каркасов (основные стратегические задачи развития транспортной и энергетической инфраструктуры), роль города в российской и мировой экономике.

1.2. Оценка конкурентных преимуществ города – описание конкретных преимуществ, внешних и внутренних факторов, сдерживающих развитие города.

1.3. Вызовы и угрозы – описание потенциальных угроз безопасности жизнедеятельности города, а также проблем, сдерживающих реализацию экономического потенциала города, описание инвестиционных программ, реализация которых улучшит социально-экономическую ситуацию в городе.

1.4. Цели и задачи стратегии социально-экономического развития города– определение стратегических целей социально-экономического развития города, а также задач, решение которых необходимо для достижения поставленных целей.

1.5. Сценарии социально-экономического развития города – описание условий и вероятностных характеристик реализации выбранного сценария социально-экономического развития города.

Раздел 2. Текущее состояние и основные направления развития ключевых отраслей экономики, включая развитие зон опережающего роста и формирование кластеров. Приоритетные межотраслевые направления развития города.

2.1. Текущее состояние.

2.2. Основные приоритеты развития на федеральном и региональном уровнях.

2.3. Основные механизмы реализации.

2.4. Предполагаемые результаты.

Должны быть представлены основные направления и перспективы развития базовых отраслей экономики города, особенности и меры государственной поддержки отраслей экономики города, с учетом инвестиционного потенциала территории, а также целевые индикаторы и их прогнозные значения на период реализации Стратегии, характеризующие развитие отраслей экономики и социальной сферы города.

Раздел 3. Текущее состояние и перспективы развития транспортной, энергетической, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры города.

Стратегические приоритеты, направления развития объектов производственной инфраструктуры, оказывающих существенное влияние на экономическое развитие города, Нижегородской области, Приволжского федерального округа, а также целевые индикаторы и их прогнозные значения на период реализации Стратегии, характеризующие развитие социальной сферы города. В обязательном порядке указываются экономические последствия для развития других отраслей экономики федерального округа.

Раздел 4. Основные направления и перспективы социального развития города.

Данный раздел должен содержать основные направления и меры по формированию комфортной среды обитания населения и рациональной системы расселения, опирающиеся на зоны опережающего экономического роста:

1)       демографическая ситуация;

2)     потенциал трудовых ресурсов для обеспечения потенциальных отраслей производства;

3)     миграционная политика;

4)     образование, федеральные высшие учебные заведения;

5)       здравоохранение, федеральные медицинские центры, специализированные консультативно-диагностические центры;

6)     культура и искусство, объекты культуры и искусства федерального значения (в т.ч. музеи, театры, библиотеки, объекты всемирного наследия);

7)     физическая культура и спорт, спортивные школы высших достижений;

8)     молодежная политика;

9)     развитие жилищной сферы и жилищно-коммунального хозяйства.

Раздел 5. Экономические специализации и конкурентные преимущества города.

Необходимо определить основные перспективные направления экономических специализаций и целевые ориентиры социально-экономического развития предприятий, организаций и учреждений города.

Шаг 3. Мэру города организовать взаимодействие с рабочей группой Министерства регионального развития РФ – разработчиками проекта «Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года». Организовать формирование рабочей группы по разработке проекта «Стратегия социально-экономического развития города на период до 2020 года» из специалистов и экспертов федерального, регионального и городского уровня.

Возглавляет Рабочую группу – Юрпалов С.Ю., заместитель Министра регионального развития Российской Федерации. Членами рабочей группы являются представители Департамента стратегического планирования и регионального развития Минрегиона России, Государственного научно-исследовательского учреждения Совет по изучению производительных сил, Комиссии по региональному развитию Общественной палаты Российской Федерации, Фонда «Центр стратегических разработок», Института народохозяйственного прогнозирования РАН, Института системного анализа РАН, Государственной корпорации «Ростехнологии», Государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий», аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе (ПФО), Координационного совета объединений промышленников и предпринимателей в ПФО, ЗАО «Прогноз», Координационного совета торгово-промышленных палат ПФО, министерств экономического развития субъектов федерации ПФО, Ассоциации региональных банков России, Приволжской логистической ассоциации.

К разработке Концепции развития города на период до 2020 года и приоритетных городских инвестиционных проектов, а также плана мероприятий по реализации Стратегии наряду с федеральными специалистами и экспертами, по аналогии можно привлечь специалистов и экспертов из состава городских структур: подразделений Администрации и комиссий Городской Думы, комиссий общественной палаты (совета) города, специалистов вузов и НИИ, объединений промышленников и предпринимателей, торгово-промышленной палаты, банков и логистических центров.

Шаг 4. Создание НКО «Фонд устойчивого развития города» решением Городской Думы в соответствие ст.69 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 29.12.2010 г.) как основного источника финансирования разработки проекта.

На первом этапе существования Фонда его главная задача – обеспечить финансирование разработки проекта «Стратегия социально-экономического развития города на период до 2020 года». На первом этапе основным источником пополнения Фонда финансовыми средствами могут стать благотворительные вклады предпринимателей, заинтересованных в проекте.

.