Заседания Интеллектуально-делового клуба

Выступление гостей и членов ИДК

 

 

Постановление Интеллектуально-делового клуба

по итогам 24-го заседания на тему

«Пенсионные реформы»

1. Заслушав доклады Сипрова В.В., начальника Дзержинского Управления ПФР, почетного гражданина г. Дзержинска, Фадеева В.А., начальника Управления размещения заказов ФКП «Завод им. Я.М.Свердлова», члена Интеллектуально-делового клуба, выступления Егорова А.И., к.и.н., доцента ДПИ НГТУ, члена Интеллектуально-делового клуба, руководителя сектора «Политические партии, общественные и молодежные движения», других членов Интеллектуально-делового клуба и приглашенных лиц

Интеллектуально-деловой клуб подчеркивает злободневность поднятой темы. Пенсионное обеспечение в настоящее время становится одной из ключевых макроэкономических и социальных проблем. При сохранении текущих тенденций государственный долг в сжатые сроки может превысить 100 % ВВП, что в свою очередь способно привести страну к финансовому краху, резкому падению уровня жизни, а вслед за этим к политическому кризису.

Продуманная политика, осуществляемая с помощью согласованных мер в бюджетной, инвестиционной и социальной областях, призвана переломить ситуацию и обеспечить позитивные сдвиги в пенсионной системе. Это, в свою очередь, позволит российскому государству создать необходимый задел устойчивости, а затем перейти к разработке и реализации широкомасштабной программы развития.

2. В ходе заседания было выявлено, что:

2.1. Пенсионная реформа, осуществляемая на протяжении последнего десятилетия, показала свою нежизнеспособность. Особенно спорными с точки зрения полезности следует признать мероприятия 2002 г., суть которых сводилась к разделению страховой и накопительной части пенсий. При этом государство сохранило значительные искажения, присущие советской пенсионной модели, не позволявшие нынешней системе функционировать в оптимальном режиме. В их числе широкий список льготников, имеющих право на досрочный выход на пенсию.

2.2. На современном этапе в пенсионной системе наблюдается тенденция падения коэффициента поддержки. Если в 2000 г. на каждого пенсионера приходилось пять работников, то к середине XXI в. их число сократится до двух. Специалисты выражают уверенность, что такой нагрузки пенсионная система не выдержит.

2.3. В настоящее время некорректно расставлены социальные приоритеты при обеспечении жизнедеятельности пенсионной системы. Накопительная система функционирует скорее в интересах государства, а не пенсионеров, как настоящих, так и будущих.

2.4. Не оправдал себя принцип консерватизма пенсионных инвестиций: их баланс оказался смещенным в сторону государственных облигаций, которые существенно проигрывают акциям в доходности. В структуре пенсионных накоплений Государственной управляющей компании (далее ГУК) почти 70% находятся в государственных облигациях.

2.5. Политика низкой доходности пенсионных инвестиций ГУК была призвана стимулировать граждан к выбору частных управляющих компаний или негосударственных пенсионных фондов. Однако им также не удалось обеспечить высокий уровень доходности, хотя бы выше уровня инфляции. По официальным данным, средняя доходность в негосударственных пенсионных фондах в 2004-2011 гг. составил 6 %. Это немногим выше, чем в ГУК – 5,1 %.

2.6. Фактором, осложнившим пенсионную инвестиционную деятельность, стало требование показа положительной доходности по итогам каждого отчетного периода. Именно так в условиях финансового кризиса стали интерпретировать зафиксированный в законодательстве РФ принцип сохранности пенсионных накоплений.

3. Отдавая себе отчет в том, что направления пенсионной реформы определяются государством, Интеллектуально-деловой клуб все же считает необходимым предложить следующее:

3.1. Изменить идеологию пенсионного обеспечения в РФ. В нее следует заложить принципы:

- умеренной дифференциации размеров пенсий. Недопустимо, когда доходы различных категорий пенсионеров отличаются в несколько раз;

- рассмотрения пенсии в качестве инструмента достойного вознаграждения гражданина за многолетний труд. В этой связи необходим радикальное повышение пенсионных выплат;

- социального партнерства, что предполагает всемерное участие государства, предпринимателей и работников в обеспечении максимальной доходности пенсионных инвестиций.

3.2. Обратить внимание на неиспользованные резервы, в том числе инструмент корпоративных пенсий. В развитых странах (США, Швеции, Германии) по размеру они практически такие же, как основная государственная пенсия. Для стимулирования предпринимателей следует предусмотреть возможность формирования корпоративных пенсий за счет взносов из средств, не облагаемых налогами.

3.3. Предоставить гражданину возможность выбора: забирать накопительную часть пенсии целиком, частями или ежемесячными выплатами. Для того чтобы не перенапрячь государственный бюджет, следует выдавать определенный процент накопительной части пенсии не деньгами, а ценными бумагами (например, акциями доходных предприятий).

3.4. Обеспечить прозрачность и доходчивость формулы, в соответствии с которой происходит начисление пенсионной суммы.

4. Интеллектуально-деловой клуб выражает уверенность, что усовершенствование пенсионной системы должно способствовать повышению качества жизни российских граждан.

.