Члены клуба

  • Савченкова Г.А.
    Савченкова Г.А.
  • Пищик А.М.
    Пищик А.М.
  • Беркович Е.М.
    Беркович Е.М.
  • Скребков Е.А.
    Скребков Е.А.
  • Демидов А.И.
    Демидов А.И.
  • Прозоров В.М.
    Прозоров В.М.
  • Сахарова В.В.
    Сахарова В.В.
  • Пономарев С.В
    Пономарев С.В
  • Карасева Г.А.
    Карасева Г.А.
  • Расева И.Л.
    Расева И.Л.
  • Лагунова Ирина Николаевна
    Лагунова И. Н.
  • Кожевников Владимир Георгиевич
    Кожевников В.Г.
  •  Столяров О.В.
    Столяров О.В.
  • Пигалицин Лев Васильевич
    Пигалицин Л. В.
  • Деньгин  Н.М.
    Деньгин Н.М.
  • Алексеев А.
    Алексеев А.
  • Осока Николай Михайлович
    Осока Н.М.
  • Первухина И.Ю.
    Первухина И.Ю.
  • Орехов Владимир Фёдорович
    Орехов В. Ф.
  • Гончаров В.А.
    Гончаров В.А.
  • Фадеев В.А.
    Фадеев В.А.
  • Сильвеструк Н.В.
    Сильвеструк Н.В.
  • Чесноков О.А.
    Чесноков О.А.
  • Тарасов А.Н.
    Тарасов А.Н.
  • Фельдштейн Э.З.
    Фельдштейн Э.З.
  • Орлов Д.А.
    Орлов Д.А.
  • Мурадян Г.И.
    Мурадян Г.И.
  • Постнов В.А.
    Постнов В.А.
  • Новоковская Г.И.
    Новоковская Г.И.
  • Кижватова Н.П.
    Кижватова Н.П.
  • Шведова Л.А.
    Шведова Л.А.
  • Потанина К.Г.
    Потанина К.Г.
  • Щуренков Вадим Александрович
    Щуренков В. А.
  • Кузнецова А.И.
    Кузнецова А.И.
  • Волков  С. В.
    Волков С. В.
  • Воронин С.А.
    Воронин С.А.
  • Колесникова Н.П.
    Колесникова Н.П.
  • Егоров А.И.
    Егоров А.И.
  • Шамин  С.А.
    Шамин С.А.
  • Глушихина А.Н.
    Глушихина А.Н.

Итоги 43-го заседания ИДК

 ИТОГИ

43-го заседания Интеллектуально-делового клуба г.Дзержинска по теме «Импортозамещение сельскохозяйственной продукции»

6 августа 2014 г. Указом Президента России «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» был запрещён ввоз на территорию РФ «отдельных видов» сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению. Под действие эмбарго попали страны ЕС, США, Австралия, Канада, Норвегия: http://kremlin.ru/news/46404 Конкретный перечень товаров, в отношении которых вводятся ограничения, определило правительство РФ: http://government.ru/media/files/41d4f8cdfeeb731522d2.pdf В список входят мясные и молочные продукты, рыба, овощи, фрукты и орехи. Суммарный годовой объём импорта, подпавшего под санкции, оценивается в 9 миллиардов долларов США: http://itar-tass.com/ekonomika/1367515

Ответное российское эмбарго на санкции Запада было введено как защитная мера и «стимул для развития российского аграрного сектора»: http://www.interfax-russia.ru/view.asp?id=528127

По расчётам газеты «Ведомости» на основе данных Федеральной таможенной службы за 2013г., на Евросоюз приходилось 37% российского импорта мяса, 13%— рыб и моллюсков, 33%— продуктов животного происхождения (молока, яиц, мёда), 30%— овощей, 24%— фруктов, 39%— готовой продукции из мяса и рыбы, 25%— напитков, на долю США— 18% импорта масличных и прочих семян и плодов и 12% импорта мяса.

В 2013 году объёмы семян сортов иностранной селекции достигли по сахарной свёкле более 96%, овощам – 66%, картофелю – 62%, озимому рапсу – более 60%, по подсолнечнику – почти 46%, кукурузе – 43%. Отечественная племенная база животноводства удовлетворяет потребности в племенном молодняке крупного рогатого скота молочного направления всего на 67%, мясного – 29%, свиней – 85%, птицы яичного направления – на 56%, мясного – на 61%, в связи с чем приходится восполнять недостающий объём поголовья ежегодно животными импортной селекции.

Существует мнение, что продовольственное эмбарго может положительно сказаться на агропромышленном комплексе России благодаря вытеснению зарубежных конкурентов и расширению рынка сбыта:

http://quote.rbc.ru/news/fond/2014/08/11/34198816.html

Однако, практика реализации Указа Президента России от 06.08.2014 г. выявила перечень следующих проблем:

     - Россия не имеет возможности в короткие сроки обеспечить полное импортозамещение продуктов, попавших под санкции, в связи с чем произошёл рост цен на продовольственные товары: Мониторинг государства за ценами не способен предотвратить их рост. http://slon.ru/economics/produktovye_sanktsii_zastavyat_30_rossiyan_nedoedat-1140697.xhtml

     - Общий уровень эффективности применяемых в сельском хозяйстве технологий не соответствует ни показателям передовых стран, ни общественным потребностям. Технологическое отставание требует инвестиций. Модернизация в АПК в последние годы осуществлялась в основном за счёт импортных технологий, машин, оборудования, селекционных достижений, что создаёт риски для продовольственной безопасности.

     - Без инновационного развития отрасли АПК, тем более в условиях Всемирной торговой организации (ВТО), конечно, невозможно обеспечить конкурентоспособность аграрного сектора России. Низкая инновационная активность в сфере АПК препятствует построению новой технологической платформы для цикла агропромышленного производства.

     - Отсутствие определенности в агропромышленной политике государства, а именно, введение эмбарго на срок один год с возможностью изменения срока действия запрета (как в сторону сокращения, так и увеличения), а также замена одних иностранных государств на другие в качестве поставщиков сельхозпродукции тормозит мотивацию как чиновников, так и товаропроизводителей сельхозпродукции на развитие отечественного агропромышленного комплекса.

     - Регионами недостаточно используется кластерный подход – только в 11 субъектах Федерации есть планы создания агробиологических кластеров, в том числе в области биотехнологий и глубокой переработки сырья.

     - Торговые сети не способны быстро перестроиться на российских и иных не запрещенных товаропроизводителей сельхозпродукции по причине отсталости инфраструктуры. Среди проблем, с которыми сталкиваются ритейлеры в России, можно выделить нехватку распределительных центров и складов, а также не налаженную транспортную систему.

     - Особое место среди факторов отрицательного влияния на социально-экономические показатели сельского хозяйства занимает современная кредитно-финансовая система. Процентная ставка в России (15%) существенно выше банковских процентных ставок ведущих стран мира (США - 0,25%, Еврозона – 0,05, Британия – 0,5%, Австралия – 2,5%, Япония – 0,1%, Швейцария – отрицательная -0,75): http://www.fxteam.ru/forex/cb-rates/. По Государственной программе развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы выше 23% средств государственной поддержки сельского хозяйства (субсидии) ежегодно идут в банковский сектор на частичное погашение кредитов сельхозпроизводителей. Получается, что фактически значительная часть средств, предназначенная для развития сельского хозяйства, расходуется на развитие банковского сектора: http://domnz.ru/node/1711

      - Развал колхозно-совхозной системы сельхозпроизводства привёл к тому, что значительная часть земель выпала из сельхозоборота, катастрофически упала техническая оснащенность сельского хозяйства. В современной России половина сельскохозяйственной продукции производится в личных хозяйствах населения. Россия остается не только страной мелкотоварного сельхозпроизводства, но и условно урбанизированной – не менее половины горожан то или иное время посвящают работе на земле, в большинстве случаев – для самообеспечения продуктами: http://lenagro.org/stati/3922-okolo-50-selxozprodukczii-strany-vyrashhivaetsya-v-lichnyx-podsobnyx-xozyajstvax.html

Для решения этих и других проблем Правительством Российской Федерации разработан пакет нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность в сфере обеспечения продовольственной безопасности, ежемесячно проводятся совещания по реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы. Очень много ещё нужно сделать, чтобы само сельское хозяйство стало современным, чтобы в магазине покупатели выбирали именно наши российские фрукты и овощи, наше молоко, наше мясо. Именно ради достижения этих целей была серьёзно переработана Государственная программа развития сельского хозяйства, на её реализацию в текущем году предусмотрено более 185 млрд рублей.

На совещаниях Правительства по реализации Указа Президента от 6 августа 2014 г. выработаны следующие ключевые предложения:

1.В сфере экономики:

- Принять дополнительные меры по стимулированию экспорта продовольствия, являющегося двигателем технологического прогресса отечественного производства.

- При активной и ведущей роли губернатора, главы региона реализовать кластерный подход к инновационному развитию АПК. Здесь нужен универсальный подход: должны объединяться НИИ, образовательные и консалтинговые организации, бизнес структуры, охватывающие все стадии научно-технического цикла от научной разработки, её внедрения и производства товарной продукции

- Улучшить ситуацию с доступам к кредитам для сельхозпроизводителей. Речь идёт о субсидиях регионам для частичной компенсации затрат на проведение сезонных полевых работ, реализацию инвестиционных проектов, на уплату процентов по кредитам в российских банках в привязке к ключевой ставке Центрального банка

- Ускорить импортозамещение в отношении мяса (свинины, птицы, крупного рогатого скота), молока, овощей открытого и закрытого грунта, семенного картофеля и плодово-ягодной продукции.

- Повысить конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках в рамках вступления России в ВТО.

2.В сфере науки:

 - Создание селекционно-генетических центров в сфере животноводства и растениеводства при государственной поддержке.

- Развитие точного земледелия, когда объединяются возможности геонавигационных систем, спутниковых карт, компьютерных программ для определения необходимого количества удобрений. Это позволяет выйти на принципиально иной уровень урожайности.

- Поддержка НИОКР на всех стадиях: лабораторной (получения патента), опытного производства и коммерциализации в бизнесе.

- Создать отраслевую систему знаний о сельхозтехнологиях, которая объединит имеющиеся информационные ресурсы, включая ресурсы институтов федерального агентства научных организаций (ФАНО).

- Повысить качество работы служб сельхозконсультирования.

- Включить в перечень приоритетных направлений развития науки, технологии и техники отдельное направление «Технологии в сельском хозяйстве».

- Необходима разработка отдельного прогноза научно-технологического развития АПК, разработка и реализация специальной агропромышленной инновационной политики, создание перечня наилучших доступных технологий, включая перспективные отечественные разработки, которые могут быть рекомендованы для внедрения на всей территории страны.

3. В сфере образования:

- Улучшить подготовку специалистов в вузах аграрного профиля на новой технологической платформе, потому что у нас вузы на сегодняшний день, к сожалению, готовят хороших специалистов вчерашних технологий.

В российском экспертном сообществе формируется протестное отношение к либеральной модели управления страной и макроэкономикой, приведшей к разрушению и деградации отечественной промышленности и сельского хозяйства. В качестве альтернативы предлагается модель мобилизационной экономики: http://www.odigitria.by/2014/10/29/katasonov-mobilizacionnaya-ekonomika-kakoj-ona-mozhet-byt/

В контексте изложенного и выступлений участников «круглого стола» Совет Интеллектуально-делового клуба г. Дзержинска дополнительно выдвигает предложения:

1.Разработать государственно-общественную стратегию импортозамещения сельскохозяйственной продукции до 2030 г. на федеральном и региональном уровне управления.

2.Снизить до минимального размера или вообще обнулить ставки ссудного процента для сельскохозяйственного сектора, что существенно улучшит его финансовое и кредитное состояние и позволит реализовать программу импортозамещения сельскохозяйственной продукции. Пока государственная сельскохозяйственная политика не будет учитывать комплексное влияние кредитно-финансовой системы, все точечные попытки поддержки сельского хозяйства не будут давать должного результата, а ресурсы будут продолжать перетекать из сельского хозяйства в финансовый сектор.

3.Существенной сферой импортозамещения является закупка излишков сельхозпродукции личных подсобных хозяйств населения. Необходимо распространять передовой опыт Центрального союза потребительских обществ Российской Федерации (Центросоюз) по организации закупки сельхозпродукции в личных подсобных и фермерских хозяйствах, а также в переработке сырья и реализации продукции через магазины и точки общепита: опыт регионов лидеров – Удмурдский потребсоюз, Нижегородский облпотребсоюз и др.: http://nnops.ru/site.aspx?IID=2520472&